Ирландские кружева, связанные опытным мастером, так красивы и самобытны, что заставляют замирать в восхищении. Объемные цветы, бабочки, изящные завитки. Кажется, идея такой красоты могла появиться только у абсолютно счастливых и довольных жизнью людей.
Возникновение этого вида вязания в некоторых легендах приписывается ирландским морякам, якобы тосковавшим по природе родного края. Вывязывая из веревок листья и цветы, они, мол, легче переносили разлуку с домом.
На самом деле история появления ирландских вязаных кружев совсем не так романтична. Еще в XIV веке монахини и послушницы в монастырях корпели над нитками, изготавливая ярды кружев. Чаще всего использовались иглы, но кое-где применялся крючок. Основным источником вдохновения служили венецианские кружева, к симметричным готическим узорам которых к XVI веку добавились растительные мотивы. Итальянские кружевницы из-за гонений покидали родину, тем самым распространяя свои умения в других странах. В Ирландии мастерицы внесли свои дополнения и изменения в плетение, заменили иглы крючком. Так появилось кружево «Розалина».
В XIX веке в Ирландии фитофтороз уничтожил основную культуру земледельцев – картофель. Начался голод, унесший миллионы жизни ирландцев. Пришлось искать другие пути заработка, менее трудоемкие и дающие хоть какой-то заработок. Изобретение вязания крючком отдельных мотивов с последующей их сборкой приписывается жительнице Ирландии, дочери франко-испанского джентльмена де Бланкардье, написавшей подробное пособие с узорами. Хотя, скорее всего предприимчивость проявила не только мадмуазель, собравшая и переработавшая известные ей образцы, но и ее отец, способствовавший изданию книги дочери.
В любом случае, новая технология быстро распространилась по стране. Вязали семьями, причем каждый специализировался на отдельных, лучше всего получающихся мотивах.
Не всегда вязанием занималась женская часть семьи. Если мастерством овладевал мужчина, его освобождали от тяжелой работы по дому и в поле. Несмотря на то, что скорость выделывания кружев после замены иглы на крючок возросла в 10 раз, работа шла медленно. Поэтому готовые мотивы хранились у ирландцев под подушкой, бережно завернутые в чистый холст. Изготовленные детали отправлялись в больших количествах в город, где их собирали на сетку в специализированных мастерских. Так появлялись необыкновенной красоты платья, накидки, шали и даже зонтики для дам.
Ирландцы-эмигранты распространяли этот вид вязания по миру. Особенной популярностью ирландские кружева пользовались в Америке. В середине XX века под влиянием изменчивой моды упал спрос на таинственно-вычурную роскошь кружев.
А XXI век возродил интерес к ручному рукоделию и к ирландскому вязанию в частности. Достаточно сказать, что монаршие особы из разных королевских домов Европы идут под венец в вуалях из антикварных ирландских кружев.
Существовало несколько разновидностей ирландских кружев. Некоторые изготавливались иглами (Carrickmacross Lace, Kenmare Lace, Youghal lace, Inishmacsaint lace), другие крючком (Irish Crochet Lace, Clones Lace).
До начала XXI века ирландские кружева вязались только из белых ниток. Часто в фильмах про жизнь английских аристократов и аристократок можно увидеть чайные церемонии, когда дамы в белоснежных ажурных платьях и перчатках разливают по чашечкам Twinings. Но в наше время наряды, связанные «ирландией» могут быть и кремовыми, и черными. А некоторые мастерицы отошли от однотонных вариантов, и теперь узоры поражают буйством красок.
Не все техники вязания дошли до наших дней, но вот мастером в Irish Crochet Lace может стать любой, у кого есть крючок, нитки и желание творить красоту.